ГИС-технологии для бизнеса

Геоинформационные системы могут быть полезны не только для тех видов деятельности, которые напрямую связаны с большими пространственными объектами и явлениями (транспортом, инженерными сетями, кадастром), но и для многих других. Это обусловлено тем, что потребителями результатов деятельности любого бизнеса, впрочем, как и его поставщики, являются фирмы и люди, которые распределены по поверхности Земли. Именно учёт этих пространственных аспектов (при проведении маркетинговых исследований, планировании бизнеса и управлении его деятельностью) позволяет в ряде случаев существенно повысить эффективность ведения бизнеса.

1. Демографический анализ.

    Демографический анализ является одной из основ для принятия решений во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и в бизнесе. Демографические сведения (информация о текущих и перспективных нуждах и возможностях клиентов) важны для анализа потенциальных клиентов, проживающих на конкретной территории; при выборе площадок для строительства магазинов, предприятий, пунктов обслуживания; при выполнении маркетинговых исследований и проведении рекламных кампаний. С помощью геоинформационных систем можно создать тематические карты, на которых возможно отображение информации о возрастном составе, среднедушевом доходе населения, структуре расходов, предпочтениях при покупках и т.д. При этом, визуально совмещая эту информацию с другими пространственными данными, можно увидеть закономерности и тенденции, совсем не очевидные при простом просмотре обычных таблиц с этими данными.

2. Выбор и анализ местоположений.

    ГИС предоставляет удобные средства для выбора подходящих мест для размещения новых магазинов, пунктов обслуживания, сервисных центров, складов, заводов.
    Выбрав тот или иной вариант размещения объектов, с помощью ГИС можно провести детальный его анализ. Сопоставив в ГИС зоны с демографическими сведениями, можно получить потенциальное количество клиентов, проживающих в этих зонах, средний уровень их доходов и пр.

3. Уличная реклама.

    С помощью ГИС можно оптимизировать выбор мест размещения уличных рекламных щитов. Выбрав некоторый вариант размещения щитов на магистралях города, можно проанализировать, какое количество жителей города будет охвачено этой рекламой и не будет ли происходить ненужное её дублирование вдоль некоторых маршрутов дви­жения автомобилей и недостаток вдоль других. Для этого необходимы сведения о маршрутах движения автомобилей в городе и демографические сведения о людях, перемещающихся по этим маршрутам. Типовые маршруты движения индивидуальных автомобилей и их количество в городе обычно вычисляются на основе демографических сведений с помощью гравитационной модели корреспонденций между транспортными района­ми города.

Логистические ГИС предназначены для решения задач транспортной логистики, наглядно представляя на электронных картах пространственное размещение клиентов и предлагая инструменты для оптимизации маршрутов перемещения транспортных средств, для минимизации издержек при доставке товаров и услуг.
Кроме того, современные логистические ГИС обладают функциями диспетчерских систем, позволяя в реальном режиме времени отслеживать маршруты перемещения транспортных средств с товарами и услугами и оперативно корректировать маршруты и объёмы перевозимого товара.